Педагогам

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных программ коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация карты развития ребенка коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется, логопедом, музыкальным руководителем, педагогами, медицинским работником ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определенные задачи в области своей предметной деятельности. Составление карты развития ребенка способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Важным принципом для определения и реализации карты развития ребенка является:

Таким образом, карты развития ребенка — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого педагогами и специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ на протяжении определенного времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые логопедом дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с картой развития ребенка. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребенка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечет за собой рост их активность, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребенку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

  1. разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребенка;
  2. проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
  3. проведение открытых занятий;
  4. работа с детско-родительской парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

Консультации для педагогов

"Игры для обогащения словарного запаса для детей дошкольного возраста с ОНР". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Физическое воспитание дошкольников с ОНР". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Использование логопедических распевок для профилактики речевых нарушений". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Музыкальное воспитание детей с ОНР". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей для грамотного развития ребенка". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Значение и применение кинезиологических упражнений для развития речи детей с ОВЗ".  Подготовил: воспитатель Клочкова Н.М.

"Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми ОВЗ".  Подготовил: учитель-логопед Кудряшова Л.В.

"Нейропсихологический подход в развитии мелкой моторики у дошкольников с ТНР".  Подготовил: учитель-логопед Кудряшова Л.В.

"Рекомендации к работе инструктора по ФК".  Подготовил: учитель-логопед Кудряшова Л.В.

«Обучение детей с нарушениями речи рассказыванию». Подготовил: учитель-логопед Щаева Н.П.

 «Профилактика речевых нарушений» Учитель-логопед Щаева Н.П.

Фонематический слух - основа правильной речи. Подготовил: учитель-логопед Короткова Т.И.

 «Здоровьесберегающие коррекционные образовательные технологии в дошкольной образовательной организации»Подготовил: учитель - логопед Просветова О.Ю.

«Применение Су — Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей». Подготовил: учитель-логопед Щаева Н.П.

учитель-дефектолог

"Особенности организации РППС для детей с ЗПР и с НОДА в группах общеразвивающей направленности". Подготовил: учитель-дефектолог Тимофеева Е.Ю.

"Организация работы и сопровождения детей с ОВЗ в общеразвивающих группах". Подготовил: учитель-дефектолог Тимофеева Е.Ю.

"Особенности психофизического развития дошкольников с ЗПР и с НОДА, и детей "группы риска"". Подготовил: учитель-дефектолог Тимофеева Е.Ю.

"Развитие игровой деятельности детей с ЗПР и НОДА в условиях общеразвивающей группы". Подготовил: учитель-дефектолог Тимофеева Е.Ю.

"Развитие познавательной активности у детей с ЗПР и НОДА на прогулке в детском саду". Подготовил: учитель-дефектолог Тимофеева Е.Ю.

"Влияние подвижных игр на воде на развитие межполушарного взаимодействия дошкольников". Подготовил: инструктор по ФК Альбикова М.В.

"Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия". Подготовил: учитель-дефектолог Тимофеева Е.Ю.

"Рекомендации по формированию у детей навыков правильного произношения звуков в свободной речи". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста". Подготовил: учитель-логопед Тимофеева Е.Ю.

"Использование ИКТ во взаимодействии педагога с родителями". Подготовил: учитель-логопед Китаева Э.Г.

«Стиль взаимодействия педагога с детьми как условие охраны и укрепления психического здоровья». Подготовил педагог-психолог Кадасева Е.В.

«Применение цифровых образовательных технологий в развитии связной речи дошкольников». Подготовил: учитель-логопед Кудряшова Л.В.

«Заучивания стихов детьми с ОВЗ на основе картинно-графических схем». Подготовил: воспитатели Клочкова Н.М., Тимофеева Е.Ю.

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой». Подготовил: воспитатели Клочкова Н.М., Тимофеева Е.Ю.

«Значение Lego-конструирования в развитии детей дошкольного возраста». Подготовил: воспитатель Тимофеева Е.Ю.

«Повышение словарного запаса воспитанников для успешной социализации, через приобщение к культурному наследию города». Подготовил: учитель-логопед Е.А.Фаттахова

«Содержание центров театра в ДОУ». Подготовил: воспитатель Афанасьева В.И.

Речевое развитие детей с ОВЗ посредством LEGO-конструирования. Подготовили: учитель-логопед Э.Г. Китаева, учитель-логопед Т.И. Короткова

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок». Подготовил: учитель-логопед Короткова Т.И.

«Реализация самостоятельной творческой деятельности детей». Подготовили: воспитатели Коротова К.З., Напойкина А.А.

 «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями». Подготовили: воспитатели Мальцева Н.В., Яковлева М.Н.

 «Методика обучения детей рассказыванию по картине». Подготовил: учитель-логопед Короткова Т.И.

 «Реализация самостоятельной творческой деятельности детей». Подготовил воспитатель: Коротова К.З.

«Уголок природы в группах ДОУ». Подготовил: старший воспитатель Насырова Ф.З.

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования». Подготовили воспитатели: Бажмина Т.А., Бондаренко В.С.

Театрализованная игра в младшем дошкольном возрасте. Подготовил: воспитатель Мерабишвили М.В.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы». Подготовил: воспитатель Афанасьева В.И.

Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. Подготовил: воспитатель Бордавкова В.В.

Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребёнка. Музыкотерапия в коррекционной педагогике. Подготовил: учитель-логопед Просветова О.Ю.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР в формировании ключевых компетентностей через двигательную деятельность  Подготовили:учитель-логопед Кольва Е.А., учитель-логопед Просветова О.Ю., воспитатель Пупырева А.Н.

Создание творческой атмосферы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Подготовил: воспитатель Бажмина Т.Н.

Взаимодействие семьи и детского сада в процессе развития личности дошкольника.

 "Волшебная нейробика". Учитель-логопед Кудряшова Л.В.