• Верхний банер МБУ детского сада № 138 «Дубравушка» городского округа Тольятти

Добро пожаловать

Наставничество

Система профессиональной ориентации воспитанников

развивайка

Мониторинг качества дошкольного образования

От Фребеля до робота

ПиктоМир

Дайте оценку

Уважаемые родители!

Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог, а также качество предоставления коммунальных услуг г.о. Тольятти

оценка удовлетворенности

Детские-Песни.Ру

Телефонная линия

Городской проект "Модель сохранения устойчивости"

Система профессиональной ориентации воспитанников

Система профессиональной ориентации воспитанников дошкольной образовательной организации – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 138 «Дубравушка» городского округа Тольятти

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.), с Письмом министерства образования и науки Самарской области от 04.08.2016 № МО-16-09-01/767-ту обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Ранняя профессиональная ориентация — это система мероприятий в дошкольном образовательном учреждении, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей  каждого ребенка, формирование представлений о профессиях, о роли труда в жизни людей, о целях, мотивах и результатах трудовой деятельности, воспитание  уважительного отношения к труду. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, проявлять способности, определенные потребности в том или ином виде деятельности.  

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Нормативно-правовые, теоретико-методологические подходы к проблеме ранней профориентации

Идеи профессионального самоопределения заложены в Федеральном законе «Об образовании в РФ», где сказано, что общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения общеобразовательных программ знаний умений и навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получение профессионального образования.

Данные позиции согласованы с логикой «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», в которой обоснована преемственность ступеней образования, где каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Поэтому ранняя профориентация в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Организационно-методические материалы 

Педагогические условия организации ранней профориентации с детьми дошкольного возраста отражены в Основной общеобразовательной программе — образовательной программе дошкольного образования, в рабочих программах воспитателей и календарно-тематических планах в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для разных возрастных групп сформулированы задачи: 

2–3 года

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает, рыхлит и т.д.); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

3–4 года

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4–5 лет

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

5–6 лет

Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.

6–7 лет

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка). Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Описание реализуемой в ДОО технологии(-й) профессиональной ориентации (сопровождения профессионального самоопределения) воспитанников.

— Технология макетирования. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.

— Технология музея. Музейное пространство, являясь модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий.

— Проектные технологии. Решение задач ранней профориентации в рамках проектной деятельности осуществляется через интеграцию содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий. Используя метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения.

— Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы.

— Цифровые технологии. Значительная часть труда взрослых не доступна для непосредственного наблюдения детьми дошкольного возраста, что представляет определенные проблемы в организации ранней профориентации в ДОУ. Таким образом, использование цифровых образовательных технологий позволит существенно повысить вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечить оперативность обратной связи.

Таким образом, технологические аспекты ранней профориентации предусматривают разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие освоение социального опыта в разных видах детской деятельности. Развивающий потенциал педагогических технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста будет достигнут при условии их грамотного отбора педагогом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Особенности организации профориентированной развивающей предметно-пространственной среды

Построение развивающей предметно-пространственной среды с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста рассматривается как обогащение (дополнение, расширение) пространства ДОО таким предметным содержанием, которое бы обеспечивало формирование у детей дошкольного возраста  представлений о профессиях взрослых в соответствующих возрасту видах деятельности. Такая РППС создает условия для  погружения ребенка в мир профессий, дает возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В таких условиях усвоение детьми информации о профессиях взрослых происходит в процессе его собственной активности, направленной на освоение предметов и явлений окружающего мира, т. е. процесс деятельности одновременно является и процессом формирования у ребенка нового опыта, новых функций, новых компетенций, что, безусловно, влияет и на становление ранних профессиональных устремлений и ценностного отношения к профессиональной деятельности людей. Важно побуждать детей к моделированию полученных знаний в предметной, игровой экспериментальной деятельности, как ведущих культурных практиках ребенка дошкольного возраста.

 Инструментальное обеспечение оценивания компетенций детей дошкольного возраста в ознакомлении с профессиями взрослых

Залогом эффективного решения профориентационных задач является наличие у педагогов информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Таким образом, возникает необходимость в такой системе контроля качества данного процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику достижений детей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. Оценивание реальных достижений ребенка в ознакомлении с профессиями взрослых осуществляется в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой).

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме профориентационной направленности

— обучение педагогов по программам повышения квалификации, содержащим темы профориентационной направленности: «Проектирование творческих мастерских как игрового пространства развития креативности у детей дошкольного возраста», «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста», «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

— участие педагогов (в качестве докладчика или слушателя) в обучающих/методических/конкурсных мероприятиях разного уровня и форм, содержащих темы профориентации воспитанников

Участие педагогов в жюри окружных конкурсов

Социальное партнерство:

— организация экскурсий,

— встречи с представителями разных профессий,

— досуговая деятельность с привлечением организаций-партнеров,

— включение воспитанников ДОО в различные виды совместной с партнерами деятельности (продуктивная деятельность, конкурсы, фестивали)

 

Перспективный план мероприятий по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста МБУ детского сада № 138 «Дубравушка» на 2022 – 2023 учебный год (электронный документ)

 

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Независимая оценка качества

QR НОК

в контакте

Профсоюз

Профсоюз

Урок на всю жизнь

Блог инструктора физической культуры

ты помнишь, как все начиналось... А знаешь, все еще будет...

Противодействие коррупции

Лето 2020

Контактная информация

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №138 «Дубравушка» городского округа Тольятти

Наш адрес:

Корпус №1: 445092, РФ, Самарская область, г.о. Тольятти, Полевая, 20

Корпус №2: 445092, РФ, Самарская область, г.о. Тольятти, Олимпийская, 33

Телефоны: 

1 корпус - 8 (8482) 41-03-72, 2 корпус - 8 (8482) 41-07-62, 8 (8482) 48-84-12, 8 (8482) 48-79-22

Факс: 8 (8482) 48-78-79

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Регион

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал